Селфи как субкультура и новая форма зависимости: идентификация проблемы
Дата публікації: 30.07.2019
Автори: Сосин И. К.проф. И.К. Харьковская медицинская академия последипломного образования, кафедра наркологии, Гончарова Е. Ю. доц., Харьковская медицинская академия последипломного образования, кафедра наркологии, Чуев Ю. Ф. доц., Харьковская медицинская академия последипломного образования, кафедра наркологии
Ключові слова: селфи, субкультура, новая форма зависимости, последствия, подходы к терапии, реабилитации и профилактики
«Пожалуйста, не делайте селфи. Хватит нам других эпидемий».
Максим Кононенко http://radiovesti.ru/episode/show/episode_id/33782
Термин «селфи», Сéлфи (англ. selfie, от «self», род ср.— сам, себя) — разновидность автопортрета, заключающаяся в запечатлении самого себя на фотокамеру, фиксируемую в вытянутой руке, нередко при помощи зеркала или специальных аксессуаров — устройств различной конструкции, именуемых («монопод»), — телескопической (выдвижной) палки с пультом для дистанционного селфи. Термин в повседневном словарном и научном обиходе приобрёл известность в конце 2000-х годов и уже к началу 2010-го года мир захлестнула мода на селфи, а специалисты (социологи, психологи, психиатры, наркологи) начали изучать факторы ее глобального и эпидемически быстрого распространения в мировом масштабе. Ежедневно в сеть загружают около одного миллиона селфи (источник: электронный ресурс izvestia.nikolaev.ua).
Среди изученных факторов быстрого распространения селфи специалисты назвали развивающиеся современные высокие технологии встроенных функций фотоаппарата мобильных устройств, смартфонов, планшетов, а также широкую возможность размещения напоказ и всеобщее обозрение фото в мировой паутине Интернет. В техническом аспекте селфи не требует специальной подготовки и оно простое в воспроизведении пользователем.
Снимать себя на камеру и размещать фото в Интернете стало невероятно популярно, модно и легко. Проф. И.К. Сосин, доц. Е.Ю. Гончарова, доц. Ю.Ф. Чуев Харьковская медицинская академия последипломного образования Кафедра наркологии Селфи как субкультура и новая форма зависимости: идентификация проблемы УДК 616-056.8:616.8-07 Непременным атрибутом данного увлечения является простота поиска и просмотра данной фотопродукции селфи, его избирательного копирования и рейтинговой квантификационной («в лайках») онлайн-оценки посетителями соответствующих сайтов Интернета.
Интернет-пользователь попадает в психологическую зависимость от привычки «выкладывать» свои фотографии на публичное обозрение в Интернете. (М. Сандомирский, 2015, источник: http://detionline. com/assets/files/journal/21/tema_selfi_cult_publichnosti. pdf).
По данным многочисленных публикаций, увлеченность селфи регистрируется как проявление адекватной и безобидной моды среди детей, подростков, школьников, студенческой молодежи, лиц зрелого возраста, знаменитых людей, звезд и т.д. Редакция Оксфордского словаря назвала победителя в номинации «Слово года — 2013». Лучшим словом года было признано «selfie», что в переводе означает «снимок самого себя». Авторы словаря сообщили, что за последний год популярность этого слова резко возросла (источник: http://www.novoteka. ru/seventexp/8284758, http://detionline.com/assets/files/ journal/21/tema_selfi_cult_publichnosti.pdf).
Специалисты считают, что не последнюю роль в популяризации селфи сыграли голливудские знаменитости — Ким Кардашьян и Джастин Бибер. Самое известное селфи в мире — фотография, снятая телеведущей Эллен Дедженерис во время церемонии вручения «Оскаров» в 2014 году, где в кадр попали одни кинозвезды — в том числе Мэрил Стрип, Джулия Робертс, Бред Питт и Кевин Спейси.
Распространенность селфи относят также, в большой степени, как к современной и новой, очень модной молодежной субкультуре, степень увлеченности которой ассоциируется с психологическими особенностями респондентов (источник: http://www. libozersk.ru/pages/index/343?cont=1).
Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) понятие (термин) в социологии, антропологии, психологии, культурологии — обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах.
В частности, субкультуры образуются этническими общностями. Другими известными моделями молодёжных субкультур являются возникающие у части респондентов так называемые субстанциональные (нехимические) формы аддикции (зависимости, пристрастия): гемблинг (игровая), компьютерная (кибергот), тату («синяя болезнь»), телевизионная (заппинг), вейперы, синемания, эмо и др. [1, 2, 3, 4].
Трагедии, связанные с пристрастием к селфи. За последнее десятилетие нейронауки (психология, социология, наркология, психиатрия, психотерапия, сексология, неврология и др.) пополнились научными доказательствами того, что селфи нередко может вызывать состояния, напоминающие нехимический наркотизм (патологическую зависимость, аддикцию, пристрастие, своеобразный фанатизм к постоянному селфи, склонность к «погоне за адреналином» — навязчивого желания фотографировать себя в местах, опасных для жизни, утратой в данных случаях инстинкта самосохранения с трагическими финалами). Характерно, что у таких лиц могут выявляться аналоги диагностических признаков феномена зависимости, известного в нейронауке «Наркология»: увеличение дозы (рост толерантности), синдром лишения, аффективная (депрессивная, дисфорическая, маниакальная патология эмоциональной сферы), состояния навязчивых мыслей и представлений об объекте пристрастия, компульсивная тяга, возможные суицидальные тенденции при запрете объекта влечения и т.д.
Подтверждением тому является концепция М. Кононенко (2015): Мы живем в условиях постоянной экспансии разного рода угроз. Но главная угроза, как обычно, невидима, потому что она очень близко. Между тем, человечество неиллюзорно гибнет от губительной страсти.
Разумеется, люди не сегодня и не вчера стали фотографировать себя в зеркале. Великая княжна Анастасия делала это еще в 1914 году. Вот вам реальные заголовки реальных новостей только за последние месяцы 2015 года. Девушка сгорела заживо, пытаясь сделать селфи. Сингапурец при попытке сделать селфи упал в воду и погиб. Конголезец был съеден при попытке сделать селфи с питоном. Школьник погиб от удара током при попытке сделать селфи. Подросток погиб под бетонной плитой, делая селфи. Девушка выстрелила себе в голову во время селфи с пистолетом.
В данном случае мы имеем дело с дефицитом страха и чувства опасности, связанного с патологическим пристрастием к селфи. Желание опубликовать в Интернете собственную фотографию оказывается сильнее инстинкта самосохранения. Именно селфи для пристрастных к селфи людей является непреодолимой мотивацией балансировать на грани жизни и смерти ради размещенной в Интернете фотографии собственного лица.
М. Сандомирский (2015) в своих публикациях использует термины «селфимания», «экстремальные селфи» и «селфицид», касающиеся «селфи-камикадзе» (источник: https://www.proza.ru/2015/07/20/1972).
Сейчас уже стало очевидным, что «помешательство» на самофотографировании и выкладывании снимков в Интернет стало таким глобальным явлением, что им заинтересовались психологи, социологи, наркологи, психиатры, психотерапевты, официально признав и выделив отдельные виды селфи, одержимость при которых относится к психическим расстройствам.
Первые пробы селфи, которые берут свое начало в детско-подростковом возрасте, могут быстро трансформироваться в привычку, затем в увлеченность, азарт, фанатизм и субстанциональную зависимость, которая по своим деструктивным социальным последствиям ухудшает качество жизни, меняет предпочтительные мотивации, может заканчиваться тяжелой депрессией, суицидальными тенденциями, а в погоне за адреналином приводить к несчастным случаям и летальным исходам.
С целью разработки основ профилактики зависимости от селфи, подходов к патогенетической терапии и реабилитации рассмотрим особенности селфи с исследовательских позиций.
Материал получен из различных источников (электронный ресурс, опубликованные источники, данные собственного сплошного тестирования на предмет отношения к селфи студенческой молодежи — 157 студентов технического вуза крупного промышленного центра Украины).
Какие особенности и чем привлекателен селфи?
Классификация (виды) селфи:
Лифтлук — один из самых популярных видов селфи: человек снимает свое отражение в зеркале лифта. Дакфейс (от английского duckface — утиное лицо). Его особенность — надутые и выпяченные вперед губы. Это выражение очень часто придают своему лицу девушки и женщины, считающие, что именно так они выглядят более сексуально. Туалетный лук — название говорит само за себя — место действия — санузел — ванная, туалет. Вспомогательный предмет все тот же — зеркало. Белфи — (от английского butt — попа и selfie) — фотографирование своей попы. Релфи — (от английского relationship и selfie) — фотографирование с любимым человеком. Кстати, по мнению, психологи из Гарварда, этот вид фотографий больше всего раздражает подписчиков соцсетей (источник: http://www.smol.aif.ru/health/psychologic/ layki_kak_narkotik_psiholog_o_strasti_k_selfi_kotoraya_ stanovitsya_boleznyu).
Особенности дизайна селфи.
1. Поскольку селфи чаще всего выполняется с расстояния вытянутой руки (или рук), держащей(-их) смартфон, планшет со встроенным фотоаппаратом, изображение на фото имеет характерный ракурс и композицию — под углом, чуть выше или ниже головы.
2. Одна или обе верхние конечности при этом на композиции снимка отсутствуют (синдром «Венеры Милосской» — по нашей терминологии).
3. Фото лица и отдельных частей тела при селфи выглядят диспропорциональными, наподобие того, что испытывают в своем воображении некоторые пациенты психоневрологической клиники при феномене «расстройства схемы тела» или «дисморфофобии»: негативное представление о некоторых частях собственного тела, ощущение больного об увеличении или уменьшении размеров собственного тела или отдельных его частей, об изменении их расположения (источник: http://vhod.org.ua/ra.html).
4. Однотипная гримаса в форме преднамеренного хоботкового (призывного) выпячивания губ («уточка»). Несмотря на то, что фото селфи не всегда пропорциональны и симметричны, тем не менее, они (фото) с удовольствием выставляются на обозрение посетителей Интернета (источник: https://www.google. com.ua/search?q=).
5. Блеск в глазах, излучение радости, восторга, счастья, самоотрешенность, лучезарная улыбка, поднятые кверху руки. На селфи фото не бывает унылых, угрюмых, депрессивных персонажей. Массовое селфи — это всеобщее ликование.
6. В ряде источников высказывается предположение о роли синдрома нарциссизма в формировании и прогрессировании селфи-аддикции. Напомним, что «нарцисси́зм (аутофили́я, аутоэроти́зм, аутоэра́стия, аутосексуа́льность) — сексуальная девиация, при которой половое влечение испытывается к самому себе. Может рассматриваться как разновидность фетишизма. Как известно, название произошло от героя греческой мифологии Нарцисса, который, согласно легенде, увидев в воде своё отражение, был им очарован и, не в силах оторваться от созерцания своей красоты, умер от любви к самому себе. После смерти был превращен богами в цветок нарцисса. Сексуальное удовлетворение при нарциссизме достигается созерцанием собственного обнажённого тела или его зеркального отражения, отдельных его частей, в том числе половых органов. Достаточно часто нарциссизм проявляется в фотографировании и видео съёмке, созерцании собственного обнажённого тела. Фото-селфи для нарцисса могут быть источником возбуждения.
7. Язык как объект селфи. Кажется парадоксом, но селфи часто сопровождается однотипной утрированной шуточной гримасой с сильно высунутым языком, явно не украшающим респондента. И, тем не менее, снимки отправляются напоказ в Интернет и получают положительные лайки от посетителей Интернета.
8. Непропорционально увеличенные отдельные части тела с целью эротизации. Речь идет о демонстрации губ, молочных желез, ягодиц, напоминающих диспропорциональные силиконовые.
9. Селфи других частей тела. Часто это фото мест, покрытых татуировками.
10. Селфи с домашними животными (фото с дикими опасными животными отнесены к разделу «Адреналиновый селфит».
11. «Адреналиновый селфит». Нами отобрана тематическая подборка из арсенала Интернета очень необычных и самых экстремальных снимков, у которых есть своя невероятная история невероятного риска. Большинство из фотографий, вызывающих нередко восхищение, не нуждается в комментариях. Приведем отдельные примеры.
С Фердинанду Пуэнтесом произошло ужасное событие — он оказался на борту самолета, потерпевшего крушение. Находясь посреди Тихого океана, парень не растерялся и сделал селфи на фоне тонущего самолета.
Число случаев, когда поклонники экстремального селфи делают автопортреты с риском для жизни и даже не осознают, что этот кадр может стать последним в их жизни, ежегодно растет. Так, 19-летнему смельчаку удалось сфотографироваться на крыше высочайшего жилого здания «Princess Tower». Строение находится в Дубае и высота его составляет 414 метров.
В Интернете широко известна бразильская пара, которая, рискуя жизнью, снимает экстремальные селфи на краю пропасти без страховки, на самой вершине горы. Для своих захватывающих дух экспериментов молодые люди выбрали скалу высотой более восьмисот метров. С нее открывается фантастический вид на Рио-де-Жанейро и Атлантический океан, сообщает британское издание Metro.
Не случайно, американские психологи в ходе одного из исследований установили, что существует опасная селфи-зависимость и рекомендовали пользователям сети, увлекшимся селфиманией, не откладывать с лечением. Серия трагических случаев гибели людей во время попытки сделать селфи вынудила специалистов создать в отдельных странах службу экстренной помощи селфи-зависимым людям, куда настоятельно советуют звонить людям, чувствующим, что ни дня не могут прожить без селфи за помощью психологов. Сообщается, что разработана памятка, как безопасно делать селфи. Предупреждается, в частности, об опасности для здоровья и жизни делать селфи на железнодорожных путях, крышах вагонов, оживленных автотрассах или же, например, с оружием руках (источник: http://www.newsru.com/ russia/08jul2015/selfie.html).
Публикуются данные о несчастных случаях в результате селфи и в Украине. Сообщается, что в мире от селфи гибнет больше людей, чем от акул.
Обобщая и анализируя мировой опыт рубрификации селфи М. Сандомирский (2015), ссылаясь на опыт конкретных авторов, приводит следующую, более детальную схему, заслуживающую исследовательского внимания и освещения в нашей статье. Автор указывает, что селфи-глоссарий заметно разросся вследствие дифференциации селфи-контента.
Принято различать следующие разновидности селфи:
а) В зависимости от запечатленных на них людей и окружающих объектов, например селебрити-селфи (снимок со «звездой»), релфи (relationship selfie, селфи как иллюстрация близких отношений), груфи (group selfie, коллективное селфи), фелфи (farmer selfie, селфи с животными, изначально — «фотографии на ферме»), селфи с едой (food selfie).
б) В зависимости от запечатленных на них частей человеческого тела, например «уткоселфи» (duckface), или губные селфи («губки бантиком»), брелфи (breast selfie, то есть селфи для молодых мам, запечатлевающее кормление грудью), бифи (bikini selfie, селфи в бикини), шуфис (shoes selfie, фотопортрет ног, обычно в обуви), мелфи (man selfie, в стиле «гора мышц»), белфи (butt selfie), т.е. селфи, запечатлевающие не лицо, а противоположную часть тела.
в) В зависимости от обстоятельств съемки, например лифтолук (селфи в зеркале лифта), туалук (туалетный лук — автопортрет в ванной или туалете напротив зеркала) и баселфи (bаth selfie, селфи в ванне), фитнеселфи (fitness selfie), селфи в момент отдыха (rest selfie), просоночные селфи (wake up selfie, селфи после пробуждения), алкоселфи (в момент распития алкоголя) и «похмельные» селфи, аfter- Sex-Selfie и Sex-Selfie (название говорит само за себя), скотч-селфи (Sellotape selfie), сагли (selfie ugly, «изуродованное» селфи) и, наконец, экстремальные селфи (extreme selfie, XS). Но самое главное, что объединяет все перечисленные разновидности селфи, по мнению М. Сандомирского (2015), — это не просто автопортреты (сделанные, как правило, с помощью камеры мобильного телефона), а то, что они представляют собой сетевой контент (от английского content — содержание; в данном случае — «информация, расположенная на страницах сайта»). Селфи становятся таковыми только после «выкладывания» в публичный доступ в Интернете (поэтому неправомерно в качестве их аналогов и «прародителей» рассматривать обычные, доинтернетные фотопортреты). В Интернете по данному поводу можно встретить алгоритм: «Позируй, снимай, отправляй»
Селфи — часть интернет-революции, той радикальной трансформации культурных кодов и социальных практик, которая порождена массовым проникновением в жизнь общества Интернета. Или, если посмотреть шире — развитием и распространением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), поскольку селфи стали столь распространенным явлением благодаря массовому распространению смартфонов (с камерами достаточного для высококачественных снимков разрешения) и мобильного доступа в интернет (М. Сандомирский, 2015). Именно благодаря мобильным ИКТ селфи и становятся для интернет-юзеров инструментом визуальной цифровой социализации (преимущественно социомедийной), заочного общения с референтной виртуальной группой по принципу: «Пришел — сфотографировал — запостил». И конечно, получил обратную связь («собрал лайки»).
Именно благодаря ИКТ, увлечение селфи (селфизм) и становится настолько массовым явлением, что можно говорить уже об этом феномене, как о социомедийной эпидемии — «селфидемии». Сравнение социального явления с распространением заболеваний — не только метафора, аналогия более глубокая: на фоне массового вовлечения селфизм в ряде случаев может приобретать крайние, патологические формы, несущие социально-психологический ущерб (селфи-зависимость и её негативные последствия, включая репутационные и иные риски), либо чреватые серьезным для здоровья или даже жизни «жертв» селфидемии (особенно экстремальные селфи). Конечно, речь идёт лишь о незначительном проценте пользователей в общей массе любителей селфи, однако селфи-ассоциированное травмоопасное поведение приводит к человеческим трагедиям, вызывающим широкий социальный резонанс. Такая получается интернет-эпидемиология селфи. В каких же случаях применительно к селфи можно говорить об их действительно нездоровой природе (как с точки зрения аддиктологии, так и суицидологии), рассматривать пристрастие интернетпользователей к публикации в сети собственных фотографий как болезненное в клиническом смысле? Ведь до сих пор селфизм еще официально не признан отдельным заболеванием, с точки зрения Всемирной организации здравоохранения (WHO). Однако, по мнению экспертов Американской Психиатрической ассоциации (APA), в некоторых случаях пристрастие к селфи действительно приобретает крайние формы и может быть охарактеризовано как психическое расстройство — патологический селфизм Такое же мнение высказывает Б. Цыганков, комментируя возможное введение селфизма как нозологии в Международную классификацию болезней 11-го пересмотра.
Эпидемиология селфи относится к мало изученному разделу проблемы селфи. Можно говорить о наличии лишь фрагментарных исследований.
Люди из всех стран мира, включая знаменитостей и политиков, с удовольствием делают собственные фотографии и делятся ими через социальные сети, вроде Facebook, Instagram и Tumblr. К числу самых популярных относят селфи Эллен Дедженерис на церемонии вручения «Оскаров», а также снимок Ким Кардашян, во время съемки которого звезду атаковал слон. Миллионы молодых людей состязаются в конкурсе на самое оригинальное селфи.
Некоторое время назад психологи даже стали спорить о том, является ли большое количество селфи признаком психического расстройства. Кое-кто считает, что если человек совершает более 10 снимков самого себя в день, то у него явно имеется нездоровая зависимость от интернета. Данные исследования Google показывают, что от этой нездоровой зависимости, судя по всему, страдает вся современная молодежь.
Среднестатистический молодой человек совершает не менее 14 селфи в день. К такому выводу пришли исследователи из интернет-гиганта Google. А это уже, по их мнению, следует относить к «расстройству психики и нездоровой зависимостью.
«Те, кто проводит по 11 часов в день со своими мобильными телефонами, делают по 14 селфи, 16 фото или видео, а также 21 раз проверяют свои странички на социальных сайтах и отправляют 25 текстовых сообщений ежедневно, — говорят авторы исследования. — С другой стороны, среднестатистический взрослый человек делает в день по 4 фото или видео, а также 2,4 селфи. Средний подросток делает 6,9 фото и видео в день и 4,7 селфи, как показало исследование» (источник: http://medpoisk.kg/article/read/ molodye-ljudi-delajut-po-14-selfi-v-den.html).
В недавно опубликованном докладе британского медиарегулятора Ofcom утверждается, что только в 2014 году в Великобритании было сделано около 1 миллиарда 200 миллионов селфи (источник: http://www.bbc. com/russian/society/2015/08/150807_selfie_world_stats).
• 30% фото сняты людьми 18-24 лет;
• 23,7 лет средний возраст любителей селфи;
• 14% селфи прошли цифровую обработку;
• 36% людей признают, что редактировали селфи, мужчины делают это в два раза чаще женщин.
Самые популярные города для селфи:
1. Лондон;
2. Нью-Йорк;
3. Амстердам;
4. Париж;
5. Барселона.
Statista / Suggestme, основан на анализе 6,3 млн постов в социальных сетях/
Женщины фотографируют себя больше мужчин, 80% селфи:
• в Москве сняты женщинами. Они снимают себя в 4,6 раза больше, чем мужчины;
• 65,4% селфи в Сан-Паулу сняты женщинами;
• 55,2% селфи в Бангкоке принадлежат женщинам;
• Мужчины старше 30 лет постят (публикуют) больше селфи, чем женщины.
Selfiecity Research Project
Друзья по селфи
С кем вы фотографировались для селфи?
• 34% с членом семьи;
• 29% с друзьями;
• 19% с домашними питомцами;
• 13% на фоне зданий и пейзажа;
• 10% с едой.
Statista, данные опроса 2014 г. в США.
В Интернете можно встретить интересные данные по исследуемой проблематике. Журнал Time провел обширное исследование, пытаясь выяснить «селфистолицу» мира. (источник: http://www.bbc.com/russian/ society/2015/08/150807_selfie_world_stats).
Оказалось, что самым популярным фоном для селфи являются лондонские виды — однако наибольшее количество автоснимков пользователи загружают в сеть вовсе не из Лондона.
Для этого редакция журнала проанализировала 400 тысяч изображений в «Инстаграме» с тегом #selfie и географическими координатами снимка, а затем создала список из 459 городов, составив своеобразный рейтинг по количеству сделанных в них селфи на душу населения.
Лидером списка оказался Макати — финансовый центр филлипинской столицы (258 селфи на 100 тысяч человек), а его ближайшими конкурентами — Манхэттен (202) и Майами (155).
Если брать в расчет общее население страны, то самыми «селфиносными» городами следует признать мексиканский Монтеррей и столицу Коста-Рики, город Сан-Хосе.
В топ-10 также войдут Доха, Дубай, Куала-Лумпур, Сингапур и Дели.
Сотрудники проекта Selfiecity, организованного Городским университетом Нью-Йорка и Калифорнийским институтом телекоммуникаций, также изучили активность селфи-фотографов в пяти городах: Москве, Сан-Паулу, Бангкоке, Нью-Йорке и Берлине.
Институт профессионального вождения в Великобритании (2015 г.) провел опрос 500 водителей с целью установить, как часто они фотографируют сами себя, сообщает издание Daily Mail (источник: http:// www.gazeta.ru/auto/news/2015/07/24/n_7406613.shtm).
Согласно опросу, 9% водителей признались, что за последний месяц делали селфи за рулем. Отмечается, что женщины гораздо реже фотографируют себя за рулем, чем мужчины.
В течение прошедшего месяца только 5% из них делали селфи во время вождения; показатель среди мужчин — 12% .
Поколение, родившееся в 90-х — начале 2000-х годов (так называемые «миллениалы») в среднем тратят на снимки самих себя 54 часа в год. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного компанией Luster Premium White, пишет Daily Mai (источник: http://mir24.tv/news/lifestyle/13281900l.)
Каждый миллениал делает порядка 25 тысяч селфи за всю свою жизнь, выявили исследователи. Как отметил гендиректор компании Дэймон Браун, «достаточно одного взгляда на странички миллениалов в Facebook, Twitter и Instagram, чтобы понять, что они составляют историю своей жизни именно с помощью селфи». Также в ходе опросов 95% респондентов признались, что хотя бы раз в жизни делали снимок самого себя, а 10% считают себя «селфизависимыми». Большинство любителей фотографии считают лучшими поводами для селфи отдых на пляже, а наиболее нежелательным местом для «себяшки» называют похороны. По данным исследователей (2015), женщина может остаться удовлетворенной снимком, сделанным с шестой попытки, а мужчины готовы публиковать в Сети четвертую фотографию из серии. Активные пользователи соцсетей практически каждый день делают «самопортреты» и выкладывают результаты в Интернет. Правда, на хороший кадр зачастую уходит не одна попытка (источник: http://www.dni.ru/tech/2015/4/20/301301.html ).
Считается, что большинство владельцев смартфонов выкладывает объект своего самолюбования, т.е. свой селфи-портрет, в Instagram, предполагая собирать как можно больше «лайков» под фотографиями. Это так называемая соревновательная составляющая феномена селфи-зависимости.
Выводы
1. Селфи — модное увлечение миллионов людей фотографированием самого себя с использованием смартфонов и последующим размещением фотопродукции в социальных сетях с целью завоевать у посетителей Интернета максимальное количество лайков. Следовательно, в увлечении селфи присутствует также, кроме множества прочих, элемент игрового (гемблингового) азарта. Впервые с позиций научной и прикладной нейронауки — наркологии в обзорной статье рассмотрены эпидемический характер селфимании, формирование во многих странах мира новой молодежной субкультуры, носителями которой является популяция селфи-зависимых людей. В работе приведены основные данные о классификации, клинических особенностях, опасности адреналинового (экстремального) селфи, что являются патогенетическим обоснованием дифференцированного подхода при поиске средств и методов профилактике, терапии и реабилитации.
2. Результаты собственных исследований, скрининг-анализа данных мировой литературы и Интернет-контента позволяют сделать вывод о том, что селфи-пристрастие у современного человека имеет ряд ключевых симптомов зависимости, которые соответствуют клиническим критериям МКБ-10, а именно: 1) ощущение психологического и эмоционального суперкомфорта в период реализации селфи-интервенций (субстанциональный аналог феномена эйфории от психоактивных веществ в наркологии); 2) стойкое желание к постоянному обновлению селфи-портретов, селфи-позиций, селфи-ландшафта (аналог неудержимости синдрома патологического влечения); 3) наличие потребности к приведению себя в состояние специфических селфи-ощущений с элементами опасного для жизни экстрима (аналоги: компульсивность влечения, неконтролируемые запойные состояния); 4) навязчивое стремление к увеличению количества селфи-снимков в день (аналог: увеличение суточной дозы, симптом толерантности); 5) постоянная смена локализаций селфи-интервенций (аналог: ротация эквивалентов интоксикации путем экспериментирования с различными психоактивными веществами, симптом поискового поведения); 7) наличие психопатологических последствий патопсихологической селфи-деструкции (невротизм, психические и поведенческие расстройства, групповой характер поведенческих селфи-девиаций); 8) междисциплинарность проблематики (профессиональная сфера изучения для социологов, психологов, неврологов, психиатров, наркологов, психотерапевтов, сексопатологов).
Список использованной литературы
1. Sosin I.K., Burmaka N.P., Chuev Yu.F., Goncharova O.Yu. Tattoo as a subculture and new form of substantional addiction: the problem identification // European Psychiatry, Volume 29, Supplement 1, 2014, Page 1: 22nd European Congress of Psychiatry. Munish, Germany 1 — 4 March 2014. 2014. — S. 278.
2. Сосин И.К., Бурмака Н.П., Чуев Ю.Ф., Гончарова Е.Ю. Доказательная медицина и фармация: Тату-аддикция: Новый аспект субстациональной зависимости в наркологии // Український вісник психоневрології. Т. 21, вип. 2(75), додаток, 2013. — С. 165.
3. Наркологія: Національний підручник (за редакцією проф. І.К. Сосіна, доц. Ю.Ф. Чуєва). — Харків: Колегіум, 2014. — 1500 с.
4. Сосин И.К., Чуев Ю.Ф. Наркология (Монография). — Харьков: Коллегиум, 2005. — 800 с.